Пятница, 26.04.2024, 07:51
наш новый адрес - tabuny.edu22.info
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости ЕГЭ/ГИА 2010 [13]
Последние Новости и Результаты ЕГЭ/ГИА 2010
Новости Школы [69]
Горячие новости школы
Новости сайта [4]
Обновление разделов сайта
Открытые уроки и классные часы [1]
Открытые уроки и классные часы, проведённые в школе
Конкурсы и олимпиады [1]
Наши победы во всевозможных конкурсах и олимпиадах
События недели [3]
Мероприятия, проводимые в течении недели
Объявления [1]
Объявления для учеников, учителей, родителей
Спорт [1]
Спортивные достижения учеников
Архив новостей
Наш опрос
Как Вам новый дизайн сайта!
Всего ответов: 44
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Личность классного руководителя и его отношения с детьми

Личностные качества классного руководителя оказывают существенное влияние на характер и форму применения различных методов управления коллективом школьников. Это проявляется и в стиле деятельности руководителя, который зависит от объективных и субъективных причин. Личность характеризуется не только тем, что она делает, но и тем, как она это делает. В стиле деятельности классного руководителя (воспитателя) проявляются его личностные качества, преломленные, в определенной мере, через призму особенностей и потребностей руководимого им коллектива учащихся.

Следует отметить, что существенное влияние на стиль деятельности оказывают: интеллект педагога; его общая культура; уровень профессиональной подготовки; особенности характера и темперамент; присущие педагогу нравственные ценности.

Стиль деятельности педагога во многом характеризуется отношениями с учениками. Сложность и разнообразие этих отношений предопределяет высокую вариативность конкретных стилей руководства, которые могут классифицироваться по различным признакам. Наиболее распространенными являются три стиля руководства:

• авторитарный;

  демократический;

• попустительский.

Характеризуя эти стили, В.Б. Ольшанский выделяет следующие особенности:

1. При авторитарном стиле руководитель полностью определяет направление действий группы, дает задания, показывает приемы работы поэтапно, сам указывает каждому, что и вместе с кем делать, продемонстрировав однажды прием, считает, что свое дело сделал, остается оценивать успехи каждого, персонально адресуя упреки (похвалу) отдельным учащимся. Наблюдаются агрессивность, враждебность во взаимоотношениях.

2. При демократическом стиле руководства группа обсуждает направления своих будущих действий при участии и помощи руководителя, демонстрирует не менее двух альтернативных приемов каждого действия, учащиеся сами выбирают, кому и с кем работать, руководитель работает почти наравне с другими; в своих замечаниях объективен, оценивает действия, а не личности. Чаще употребляются дружеские обращения, сочувственные замечания.

3. При попустительском стиле руководства отмечается полная свобода для индивидуальных или групповых решений, при минимальном участии руководителя. В возникающие споры он не вмешивается совсем или только в случаях крайней необходимости. Оценивать работу или влиять на ход событий даже не пытается. Обстановка скорее напоминает безалабершину.

В педагогике В.Б. Ольшанский считает, что наиболее продуктивна дихотомизация (от греч. dichotomia- разделение надвое, способ классификации) психологического климата первичной группы на: «угрожающий», который характеризуется угрозами, обещаниями, руководитель обеспечивает пассивное послушание, конформизм подчиненных; «развивающий», где каждому учащемуся уделяется внимание, одобрение и поддержка, что способствует укреплению человеческого достоинства, стимулирует самоуважение, гордость, стремление к самоутверждению.

Вот некоторые признаки поведения классного руководителя (воспитателя), создающего развивающий климат.

·         Открытость, непринужденность общения. Никому не нравится, когда с ним хитрят, обманывают, пытаются на чем-то «поймать». Легче, когда можно не взвешивать каждое слово. Разумеется, такт необходим, вседозволенность может принести только вред.

 

·         Понимание, способность «войти в положение» другого. Это вовсе не означает одобрения любого поступка. Но безучастность, безразличное отношение к человеку, подчеркивание социальной дистанции вызывает подозрительность и недоверие.

 

·         Гласность. Неравенство в межличностных отношениях неизбежно. Однако одно дело, если оно основано на положении в административной иерархии, и совсем другое, когда строится на известных всем нравственных качествах.

 

·         Не оценивание личности, а анализ фактов. Иногда оценка необходима, но лучше объяснить учащемуся последствия его поступка для других и для него лично, чем просто навесить ярлык.

 

·         Не приказ, а ориентация на проблему. Важно учесть мнение исполняющего, чтобы он был ответственен за результаты своей деятельности.

 

·         Сослагательность, а не категоричность; скорее предложение, чем директива. Излишняя строгость усложняет, вызывает недовольство, обрывает обратную связь руководителя с детьми.

Начинающие, молодые классные руководители (воспитатели), помня о стилях руководства в начале своей деятельности, пытаются строить свои взаимоотношения на демократической основе, но сталкиваются с тем, что учащиеся подобное отношение воспринимают как признак слабости и создают хаос. Не справляясь с ситуацией, трудностями, их благие намерения терпят крах. Необходимо помнить, что прямой противоположностью демократического стиля является попустительский; культивируя его, учитель демонстративно позволяет классу «сесть себе на шею», или переходит на проверенный авторитарный стиль. Демократический стиль, это подлинное сотрудничество учителя с учениками, предполагает требовательность в сочетании с высоким уважением к личности ребенка. Чтобы научиться контролировать свое поведение, настроение, чувства и мысли, важно выработать критическое отношение к себе, умение владеть собой, чтобы управлять собственной психикой (спонтанное проявление дурного настроения — это есть распущенность, отравляющая жизнь окружающим).

В классе «новичок»

Когда в класс приходит новый ученик – это всегда большое событие для всех. Но в первую очередь для самого новичка. Он проходит через несколько фаз адаптации: сначала ребята к нему осторожно присматриваются и держатся поодаль, затем находятся один - два ученика, которые берут на себя разъяснительную функцию, далее формируется общее коллективное мнение о новом ученике. В результате новенький либо становится изгоем, либо вливается в коллектив. Многое зависит от личностных качеств «новичка», его коммуникабельности, а также от помощи классного руководителя в данной ситуации.

Возможно коллектив, сплотившийся за несколько лет совместного обучения, не сразу примет в себя «инородное тело». Сначала новенькому придется несладко – ведь он попал в совершенно неизведанную и не изученную им среду, не представляет, что от кого ожидать. Тут возможно несколько развитий сюжета: либо ученик стесняется, замыкается в себе и приобретает статус «белой вороны», либо с самых первых дней старается стать «своим в доску», либо может просто скромно держать нейтралитет, что, как правило, сложнее всего. И в той, и в другой, и в третьей ситуации вмешательство классного руководителя необходимо.

 

Учитель должен, прежде всего, выявить у новенького сильные и слабые стороны, чтобы потом знать, на чем сделать акцент и представить классу именно его сильные качества. А для этого необходим откровенный разговор с родителями. Если в семье есть проблемы, учитель должен об этом знать, чтобы найти правильный подход.

 

Замкнутого ребенка нужно приобщать к жизни класса. Классный руководитель может организовать конкурсную программу, поделив класс на группы. В процессе игры новенький будет участвовать в поиске решения рядом с активистами и сможет раскрыться. Это не значит, что необщительного ребенка надо активно приближать к лидеру, просто он должен почувствовать силу и поддержку, понять, что не надо бояться проявлять себя.

 

И родители, и дети боятся перехода в новую школу, в новый класс – для всех это большой стресс. Задача учителя – помочь ребенку влиться в коллектив. Адаптация может проходить как неделю, так и месяц – все зависит от психологического настроя. В любом случае педагогу нужно предварительно пообщаться и с ребенком, и с родителями, чтобы немного узнать о семье, о том, как относятся взрослые к школе.

 

 Советы учителям по подготовке к экзаменам

 

1.     Следует активнее вводить тестовые технологии в систему обучения.

2.     С их помощью можно оценивать уровень усвоения материала учениками и сформировать у них навык работы с тестовыми заданиями.

3.     Зная типовые конструкции тестовых заданий, ученик не будет тратить время на понимание инструкции.

4.     Во время таких тренировок формируются психотехнические навыки саморегуляции и самоконтроля.

5.     Основную часть работы желательно проводить заранее, отрабатывая отдельные детали при сдаче зачётов по пройденным темам.

6.     Психотехнические навыки позволят учащимся более уверенно вести себя во время экзамена, мобилизовать себя в решающей ситуации, овладеть собственными эмоциями.


Рекомендации учителям-предметикам по работе с пятиклассниками.

1.    Учитывайте трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников при выборе терминологии, подборе методических приемов.

2.    Не перегружайте учеников перегруженным по объему домашним заданием, дозируйте его с расчетом уровня подготовки ученика, гигиенических требований возраста.

3.    Следите за темпом урока - высокий темп мешает многим детям усвоить материал.

4.    Настраивайте эмоциональный контакт с классом.

5.     На заседании методических объединений, классных и школьных совещаниях отрабатывайте единые требования к ученикам (придерживайтесь единого орфографического режима, критериев оценивания).

6.    Продолжайте развитие и формирование ключевых компетентностей детей.

7.    Настраивайте эмоциональный контакт с родителями школьников.

8.    Никогда не используйте оценку как способ наказания ученика. Оценка достижений должна ориентироваться на успех, влиять на мотивацию обучения, а не на ее снижение.

9.    Фиксируйте позитивную динамику в развитии каждого ученика (не сравнивайте Катю и Мишу, а сравнивайте Мишу сегодня и вчера).

10.    Развивайте привычки самоконтроля, умение оценивать свою работу и работу класса. Не бойтесь признавать свои ошибки.

11.    Постоянно анализируйте «плюсы» и «минусы» в своей работе.

12.    Используйте разные методики в группах, парах, индивидуально.

13.    Не создавайте психотравмирующих ситуаций при выставлении оценок за контрольные работы, самостоятельные работы и т.д. выставляйте оценки не формально, а с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика.

 ЖЕЛАЮ УСПЕХОВ!

Форма входа
Погода
Табуны 
Мини-чат
Календарь
Сетевой город
Алтайские каникулы
Мониторинг kpmo.ru
Copyright MyCorp © 2024