Для того, чтобы ребёнок успешно учился, нужно обращать внимание на условия, в которых он работает дома. У родителей всегда возникает много вопросов по этому поводу. Вот некоторые краткие рекомендации для родителей :
1. Ребёнок должен иметь постоянное рабочее место, которое его настраивает на
рабочий лад. Лучше обеспечить отдельное место, если нет такой возможности, то
выделить постоянное место за общим столом.
2. Важно приучить ребёнка правильно организовывать рабочее место. На столе не
должно быть лишних вещей, каждая принадлежность имеет своё место.
3. Освещённость рабочего места очень важна. Стол стоит рядом с окном или вблизи
от него так, чтобы свет падал слева. При пользовании настольной лампой надо
помнить, что мощность электрической лампочки не менее 75 Вт. Абажур желательно
матовый, зелёного или жёлтого цвета. При этом обязательно и общее освещение.
4. Напряжение для глаз при чтении будет меньше, если книга удалена от глаз на
30 см. Контроль легко осуществить: если поставить руку на локоть, то глаза
должны быть на уровне большого пальца руки. Это очень важно для детей со
сниженным зрением.
5. Комната должна быть проветрена, отключена вся звукоизлучающая техника.
6. Время проведения уроков должно быть одинаково. Желательно во второй половине
дня с 16 часов, так как у большинства детей и взрослых подъём работоспособности
с этого времени. Кроме того, важно сбросить усталость, пообедать, погулять,
даже поспать.
7. Продолжительность приготовления уроков должна соответствовать дозировке,
рекомендованной СанПиН 2.4.2.1178 – 02 (от 4 декабря 2002 года):
Домашние задания даются обучающимся с учетом возможности их выполнения в
следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) - до 1 ч., во 2-м - до
1,5 ч., в 3 - 4-м - до 2 ч., в 5 - 6-м - до 2,5 ч., в 7 - 8-м - до 3 ч., в 9 -
11-м - до 4 ч.
Не в меру продолжительные занятия неблаготворно отражаются как на общем
развитии, так и на здоровье детей: у них ослабевает память, внимание, снижается
успеваемость.
8. Порядок выполнения домашнего задания.
Дети имеют индивидуальные включения в устойчивости внимания. Быстроте
«вхождения» в работу, определённых пристрастиях, т. е. надо учитывать
особенности каждого ребёнка.
Советы:
1) если ребёнок не может продолжительно и сосредоточенно работать достаточно долго
( 5- 10 минут ), то
лучше начинать приготовление уроков с
письменных заданий; это наиболее трудный вид работы для учащихся начальной
школы, поэтому не требовать (особенно от первоклассников) переписывать
«каракули»;
2) письменные задания необходимо чередовать с устными;
3) обязательно после 25 – 30 минутных занятий для 7-8 летних школьников, а для
детей постарше через 40-45 минут делать 10-15 минутный перерыв для отдыха. Во
время перерыва сделать физические или танцевальные движения (лучше под
музыку)-это позволяет быстрее восстановить работоспособность. Но пауза не
должна чрезмерно возбуждать, иначе потом трудно «входить» в работу.
9. Нужно подобрать мебель соответственно росту ребёнка. Это важно, чтобы без
напряжения сохранять правильную позу: прямое положение корпуса, небольшой
наклон головы. Линия плеч параллельна краю стола. Предплечья располагаются на
столе, поясница опирается на спинку стула, ноги – на пол или подставку.
(Проверить просто. Поставить ребёнка
около стола. Высота стола должна быть выше локтя на 2 – 3 см, а высота сиденья
стула – на уровне коленного сустава. Высота стула и стола по мере роста ребёнка
должны изменяться, для этого использовать подставки, подушечки и т. д.
Правильная и удобная посадка может быть в том случае, если стул заходит на 4 –
5 см за край стола. Не использовать табуреты, там нет опоры для спины.
Продолжительное сохранение неправильной позы влечёт за собой
искривления позвоночника, ослабление зрения.