Четверг, 25.04.2024, 22:21
наш новый адрес - tabuny.edu22.info
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Категории раздела
Новости ЕГЭ/ГИА 2010 [13]
Последние Новости и Результаты ЕГЭ/ГИА 2010
Новости Школы [69]
Горячие новости школы
Новости сайта [4]
Обновление разделов сайта
Открытые уроки и классные часы [1]
Открытые уроки и классные часы, проведённые в школе
Конкурсы и олимпиады [1]
Наши победы во всевозможных конкурсах и олимпиадах
События недели [3]
Мероприятия, проводимые в течении недели
Объявления [1]
Объявления для учеников, учителей, родителей
Спорт [1]
Спортивные достижения учеников
Архив новостей
Наш опрос
Как вы относитесь к введению комендантского часа для подростков?
Всего ответов: 54
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

скачать эту работу

Работа Алубина В.

в рамках проекта "ВРЕМЯ ЧИТАТЬ" 

 руководитель Кривошеева Галина Корнеевна

        Оглавление

1)    Титульный лист.

2)     Оглавление.

3)     Введение.

4)     Основная часть.

5)     Заключение.

6)     Список использованной литературы.

 Вдохновенный мастер художественной прозы Константин Паустовский является автором больших и малых повестей, романов, рассказов, живописных пейзажных зарисовок, скульптурных литературных портретов, тонких, задушевных повествований о сокровенных процессах литературно-художественного творчества.

  Романтический склад дарования Паустовского, лирическое восприятие мира, патриотический и социальный пафос темы русской природы и всего исконно русского, глубинное раскрытие душевной красоты труженика, творца, строителя, воина – все это снискало писателю любовь и поклонение необъятных кругов читателей в стране и за её пределами.

  Но поистине необычайно мастерство Паустовского в жанре лирической новеллы. Его справедливо называют «поэтом прозы», ибо каждая его новелла и миниатюра лирическое стихотворение в прозе.

  Паустовский – художник, бесспорно, реалистичного направления. Но о чем бы он не писал, о чем бы не рассказывал, всё звучит у него в лирической тонации, овеяно волнующим флером поэтичности. Писатель сам говорит, что обо всем, что есть в мире, он не боится «говорить красиво»

  «Проза, когда она достигает совершенства, - пишет Паустовский в «Золотой розе», - является, по существу, подлинной поэзией… Самым высоким, покоряющим людей явлением в литературе, подлинным счастьем может быть только непосредственное, органическое слияние поэзии и прозы, или, точнее, проза, наполненная сущностью поэзии, её животворными соками, прозрачнейшим воздухом, её пленительной властью».

  Критик  Корнелий Зелинский назвал лиризм стиля Паустовского «этическим лиризмом»: «В нем сливаются нравственные и поэтические начала, подобно тому, как в его произведениях сливаются разные национальные струи – и русские, и украинские, и казахские, и туркменские(в повести «Кара-Бугаз»), и грузинские(«Колхида»). Паустовский светится романтикой человечности; и, читая его, хочешь про себя прошептать: какое это наслаждение – уважать человека! Какое это наслаждение – быть равным среди равных ! » [стр.367.2]

    К.Г. Паустовский знаком мне еще с младших классов.      Мы читали его «Корзину с еловыми шишками », «Старый повар». И мое восприятие этих рассказов было немножко другим. Сейчас меня затронула проблема влияния прозы Паустовского на школьников. Это интересная тема для исследования. Критики говорят, что «В мире Паустовского всегда господствовали нормы будущего. Человек жил там, где мы еще не скоро будем жить. И не только в книгах. Он и в жизни был таким-человеком будущего». Самое тонкое отличительное свойство Паустовского как писателя – обострённая совестливость и человеческая деликатность.

О К.Г Паустовском много пишут ученые – литературоведы. Его короткие рассказы – новеллы читаемы во всем мире.

 

Тема исследования: «Картина мира через цветообозначения и звуковые комплексы в рассказе К.Паустовского «Старый повар».

 

Цель данной работы-  Показать , что через цветообозначения и звуковые комплексы можно увидеть картину мира. Для этого требуется решить следующие задачи:

1)    Определить роль цветообозначений и звуковых комплексов.

2)    Исследовать связь между этими явлениями

3)    В результате наблюдения проследить , как появляется целостная картина мира.

 Материал исследования- Рассказ «Старый повар»

 

Актуальность исследования определяется следующим:

В учебной программе встречается материал, который требует умений связывать факты , улавливать закономерности и делать выводы. Все большее количество учащихся принимает участие в олимпиадах. При подготовке были использованы методы:

1) Эмпирические (изучение и анализ литературы по данной теме)

2) Теоретические (изучение , обобщение и систематизация полученных сведений).

3)Историко  -  культурный метод.

4)Исследовательский метод (наблюдение и исследование литературного произведения)

 

Гипотеза: Если рассмотреть связь между цветообозначениями и звуковыми комплексами в рассказе, то можно увидеть картину мира.

 

 Действие в рассказе «Старый повар» происходит на окраине Вены в один из зимних вечеров 1786 года. На тихой, заброшенной улице, в маленькой сторожке живет старый слепой повар с дочерью. Старик медленно умирает. Он попросил дочь привести какого-нибудь человека, чтобы тот выслушал его исповедь. Девушка выходит на улицу и встречает молодого человека в черном камзоле. Он соглашается на просьбу девушки. Мужчина внимательно выслушал старика. Последним желанием повара было увидеть свою жену Марту, которая давно умерла. Незнакомец согласился, сел за старый клавесин и заиграл. Старик слушал и вспоминал свою первую встречу с Мартой. Он увидел тот самый день, когда встретил Марту. Он увидел солнце, чистое голубое небо над Веной, и, конечно Марту. Перед смертью старик захотел узнать имя незнакомца. Тот представился: «Вольфганг Амадей Моцарт».

 Чтобы представить, какой представляется картина мира, я выполнил следующую работу: составил таблицы и ассоциативный ряд.

Таблица №1

Цветообозначения и звуковые комплексы до появления незнакомца

Цвета

Звуковые комплексы

Чистая рубаха

При каждом шаге ветки хрустели, и тогда начинал тихо ворчать в своей будке цепной пес.

Заржавленная калитка

Струны его пели долго и тихо

 

Клавесин встречал дрожащим гулом

 

Ветер нес по улице листья, а с неба падали холодные капли дождя

 

  Вывод: Как мы видим, звуковые комплексы и цветообозначения рисуют нам следующую картину мира:

  Холодным зимним вечером умирает сад, заваленный гнилыми ветками, умирает слепой старик, тихо ворчащий цепной пёс тоже умирает. Траурное, грустное настроение характеризует всех действующих лиц. Улица тоже была пустынна, ветер нёс по ней листья и холодные капли падали с неба. Все испытывают тяжесть на душе, природа тоже печальна. Преобладают темные краски и тяжелые печальные звуки.

 

Таблица №2

Цветообозначения и звуковые комплексы после появления незнакомца.

Цвета

Звуковые комплексы

Необыкновенная бледность.

Человек идет и напевает.

Прозрачное, как синее стекло, небо.

Она вскрикнула.

Черное окно.

Быстрый звон рассыпался по сторожке.

Голубой свет.

Клавесин пел полным голосом.

Белые цветы.

Марта смеялась.

Заря разгоралась.

Журчание струн.

 

Тихо проскрипела педаль, и клавесин запел торжественно.

 

Холодный воздух ворвался в комнату

 

 Вывод: На основе таблицы №2 можно представить следующую картину мира:

  Холодной зимой из окна старой сторожки, где живет старый повар с дочерью, льются мелодичные, красивые звуки. Это поет старый клавесин под рукою истинного мастера музыки. Приятные звуки навевают хорошее настроение. В зимнем воздухе витает жизнь. Это происходило на заре, когда небо постепенно оживает, из черного превращается в голубое. Когда звон клавиш рассеивается, словно по мановению волшебной палочки начинает идти мокрый снег. Он засыпает все: деревья, сад, землю, и в свете утренней зари кажется, что на деревьях распустились белые цветы.[стр.207-210.4]

 

 Представления возникают в психической реальности человека в отсутствии реальных предметов, воздействующих на органы чувств. Например, вы можете представить дом, находясь в лесу или в движущемся транспорте, или плывя под водой и т.п. Возникновение представлений и их свойства часто описывают, используют понятие ассоциативных связей. В психологии подробно описаны разные виды ассоциативных связей – связи по сходству, по смежности, по контрасту. Например, человек может установить связи и выразить их в словах таким образом(вариант свободных ассоциаций, когда человек говорит в течение двух минут слова, которые ему приходят в голову): вода, река, голова, пловец, отдых, глубина, течение, небо, высоко, нельзя, волны, опасность, гром, лодка, краб и т.п. [стр.140.1]

 Целостность восприятия позволяет человеку иметь картину мира, которая, как и всякая картина обладает устойчивостью и изменчивостью [стр.132.3]

  Какой же представлялась нам картина мира через цветообозначения и звуковые комплексы?

Согласно результатам исследования таблицы №1 картину мира мы видим в темных, грустных тонах. Даже лексика представлена словами, рисующими безотрадность, уныние; «хромые скамейки», «грубый стол», «посуда, покрытая трещинами». Доминирующие звуки – это вой ветра, хруст гнилых веток, ворчание умирающего пса…, старческий гул клавесина.

  Резко меняется картина мира после появления незнакомца.

  Через звуки, которые появились под пальцами незнакомца, мы слышим хрустальный звон, который «рассыпался по сторожке», видим прозрачное, как синее стекло, небо,  слышится смех Марты, журчание струи, видим теплый свет и белые цветы яблони, похожие на тюльпаны.

  Закономерно, что первая часть и вторая часть картины мира контрастны.

Используя прием когнитивного мышления, я составляю ассоциативный ряд мыслительных образов. Оказывается каждый звук или звукокомплекс и цветообозначение имеет много мыслительных образов.

                                           Ассоциативный ряд

Повар – завтрак, еда, обед, ужин, блюдо, жизнь.

Дочь – девушка, молодость, радость, жизнь.

Исповедь – рассказ, вера, грех, раскаяние, рассказ о жизни.

Клавесин – музыка, песня, музыкант, композитор, радость, жизнь.

Цветы – красота, белый цвет, запах, весна, жизнь.

 

  Таким образом, исследование, проведенное по заявленной теме, подтверждает гипотезу, положение о том, что картину мира можно представить, увидеть через звукокомплексы и цветообозначения. В конечном итоге, какой же мы её видим? Прежде всего, наполненной необыкновенными чувствами: любовью, нежностью. Это та картина мира, которая привлекает читателя. Несмотря на то, что старый повар умер, яркие цвета, волшебные звуки музыки, гениальный незнакомец – все это рождает в душе читателя светлое чувство. Картина мира, которая представлена на основании трех приемов исследования дарит читателю надежду, оптимизм, оставляя в душе каждого след.

 

  Итак, в работе я попытался через цветообозначения и звуковые комплексы представить картину мира в рассказе «Старый повар».

  Исследуя полученные в результате анализа материалы, я установил, что картина мира может быть представлена в полной мере, используя три приема:

А) Прием когнитивного мышления (составление ассоциативного ряда)

Б) Прием исследования цветообозначений.

В) Прием исследования звуковых комплексов.

Кроме того, установлено, что логически картина мира в рассказе подразделяется на две части.

Работая над темой, я пришел к выводу, что содержание этой работы дает возможность:

- Формировать у учащихся исследовательские навыки;

- Использовать фрагменты работы в качестве иллюстрированного материала на уроках литературы;

- Использовать данный материал при подготовке учащихся к олимпиадам по русскому языку и литературе.

 

                  Список использованной литературы

1.     Г.С. Абрамова. «Общая психология». Москва. Академический проект 2002

2.     М. Аганов. «Паустовский К.Г.».Москва 1972.

3.     Р.М. Грановская. «Элементы практической психологии». Санкт – Петербург. Издательство «Свет». 1997.

4.     К.Г. Паустовский. «Старый повар». Т.6. Художественная литература. Москва 1969.

 

 

                               

 

Форма входа
Погода
Табуны 
Мини-чат
Календарь
Сетевой город
Алтайские каникулы
Мониторинг kpmo.ru
Copyright MyCorp © 2024